Клиника в Перми для зависимых от алкоголя, наркотиков, азартных игр
Записаться сейчас
Перезвоните мне
Бесплатная анонимная консультация +7 (342) 288-01-41

«Нюхальщики»


30 Апрель 2018 г.«Нюхальщики»

Первые сведения о возможности использовать различные летучие органические углеводороды с целью опьянения путём их ингаляции появились в конце XIX — начале XX века. В 1894 году Розенталь описал несколько подобных случаев. После первой мировой войны выявляли подростков, злоупотребляющих бензином, среди контингента самарских беспризорников.

Наибольшее распространение в начале ХХ века получило злоупотребление эфиром и хлороформом. Вдыхание паров эфира с целью опьянения некоторое время было даже модным среди врачей, писателей и поэтов. Наиболее известны литературные воспоминания о собственном опыте вдыхания паров эфира Ги де Мопассана и Николая Гумилева.

Бурное развитие промышленности привело к распространению и расширению ассортимента средств бытовой и промышленной химии. Число подобных веществ велико и возрастает с каждым годом. Описано злоупотребление пятновыводителями, клеями, лаками и красками, аэрозолями, средствами для ингаляционного наркоза, компонентами моторного топлива, некоторыми косметическими средствами, корригирующими жидкостями для машинописи, аэрозолями-ароматизаторами, нагретыми стиральными порошками и сапожными кремами, жидкостью из огнетушителей и другими веществами.

Для злоупотребления летучими органическими углеводородами ха-рактерен ингаляционный способ употребления. Ингаляция является наиболее быстрым способом доведения летучих веществ до тканей организма.

При исследовании особенностей аддиктивного поведения у подростков, злоупотребляющих ингалянтами, один из вопросов, который был поставлен мной в ходе исследования, звучал примерно так: «Почему не все подростки злоупотребляют ингалянтами?». Если ингалянты (бензин, ацетон, растворители) дешевле, доступнее и обладают более широким спектром психоактивности, чем тот же алкоголь, почему подростков, которые злоупотребляют ингалянтами, так мало?

Предположения можно было выдвигать самые различные: например, что большинство подростков не информированы о возможности использовать средства бытовой химии с целью опьянения и изменения своего состояния или большинство подростков в отличие от токсикоманов хорошо информированы о вредных последствиях злоупотребления ингалянтами.

В ходе исследования, проведенного на материале 100 подростков, злоупотребляющих ингалянтами, и 236 подростков — учеников 4—10 класса общеобразовательных школ, было выяснено, что, во-первых, в отличие от токсикоманов все подростки из контрольной группы в свободное от занятий время увлекались различными видами деятельности. У юношей на первом месте находится чтение книг (49%), встречи с друзьями (44,6%), самостоятельные занятия спортом (33%). Имеют хобби (коллекционирование, самостоятельное творчество и т.п.) — 30,4% подростков. 27,7% — любят ходить на дискотеки и в кино, 25,9% — занимаются в спортивных секциях, 20,5% — коллекционируют музыкальные записи, 18,7% — увлекаются техникой и радиоэлектроникой и другое. У девушек на первом месте находится также чтение книг (83%), встречи с друзьями (62,1%), занятия в музыкальной школе, кружке или ансамбле (39,5%). Девушки так же, как и юноши, любят ходить на дискотеки и в кино (33%), имеют своё хобби (25%), занимаются в спортивных секциях (13,7%) и самостоятельно спортом (11,3%). Следует обратить особое внимание на то, какое большое место занимают встречи с друзьями для подростков.

Изучение информированности подростков контрольной группы о возможности ингаляционного злоупотребления различными ве-ществами с целью опьянения показало, что 96,4% юношей и 97,5 % девушек имеют такую информацию. При этом большинство под-ростков получали информацию из телевизионных передач (92,4%) и из газет (61%). Юноши чаще получали информацию от друзей (35,7%), нежели от родителей (33%). Девушки чаще получали информацию от родителей (48,4%), нежели от друзей (32,3%). 17% юношей и 11,3% девушек видели сами, как подростки вдыхают пары летучих органических углеводородов. 4 девушки и 1 юноша во время анкетирования отметили, что один или несколько раз сами пробовали «дышать» ингалянтами с целью опьянения.

Вопрос, зачем подростки злоупотребляют ингалянтами, решается с помощью исследования мотивации злоупотребления ингалянтами. Однако остаётся нерешённой проблема, поставленная выше: подростков, испытавших на себе эффекты ингалянтов, как показывают опросы и предварительные исследования, очевидно, намного больше тех, у которых в дальнейшем формируется данная форма аддиктивного поведения. Поскольку практически все мотивы начала злоупотребления ингалянтами (любопытство, конформизм, желание получить и испытать новые и необычные ощущения и т.д.) являются по сути дела непатологическими, нормальными, свойственными подростковому и не только подростковому возрасту, перед нами встаёт очевидная проблема: мы имеем перед собой общую популяцию подростков, лишь незначительная часть которых злоупотребляет ингалянтами. Гипотетически можно выдвинуть два предположения:

а) большинство подростков ничего не знают о возможности ингаляционного использования различных летучих органических углеводородов с целью опьянения и изменения своего сознания. Если это так, то все усилия по профилактике злоупотребления ингалянтами среди подростков должны быть направлены на мак-симально полное ограничение информации о психоактивных эф-фектах данной группы веществ. Однако наши данные, полученные во время исследования контрольной группы, свидетельствуют о практически стопроцентной осведомлённости подростков общеоб-разовательных школ о возможности ингаляционного применения летучих органических углеводородов, что позволяет отвергнуть первое предположение. Следовательно:

б) существует некий внутренний мотивационный комплекс, надёжно блокирующий у большинства подростков возможность реализации программы данного вида деструктивного поведения.

Вытекающие вопросы:

а) какие мотивационные механизмы производят блокаду данного вида патологического поведения у подавляющего большинства подростков в популяции и на каком уровне происходит эта блокада;

б) почему данный блокирующий механизм не срабатывает в случае, когда мы видим перед собой подростка, злоупотребляющего ингалянтами.

Полученные данные выявили существенные отличия в выраженности различных сдерживающих мотивов — как по сравнению с группой контроля, так и при различных формах злоупотребления ингалянтами.

Основное отличие наблюдается только по одной шкале сдерживающих мотивов: страх отрицательного отношения и осуждения со стороны друзей. Сравнение показателей по данной группе мотивов показывает, что при всех формах злоупотребления ингалянтами у токсикоманов они существенно ниже, чем в группе контроля.

В целом анализ антиаддиктивных мотивационных комплексов подростков с различными формами злоупотребления ингалянтами и сравнение их с антиаддиктивными мотивационными комплексами подростков из группы контроля показывает, что основной дефект у подростков, злоупотребляющих ингалянтами, находится на микросоциальном уровне в области мотива, касающегося страха осуждения со стороны друзей и приятелей.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что страх осуждения со стороны своих друзей является тем ключевым микросоциальным фактором, который надёжно блокирует начало и развитие ингаляционного субстанционного аддиктивного поведения у подростков контрольной группы, находящихся в удовлетворительных социальных и микросоциальных условиях. С другой стороны — наличие дефекта в этой области может объяс-нить отмеченный многими авторами феномен группового начала злоупотребления ингалянтами. Для того чтобы подросток начал «дышать» ингалянтами, за исключением редких случаев, он дол-жен, во-первых, находиться вне микросоциального окружения, которое бы осуждало данную форму аддиктивного поведения, то есть быть практически полностью выключенным из всех соци-альных институтов, во-вторых, он должен находиться в микро-социальном окружении, в котором данная форма аддиктивного поведения существует и одобряется. Как показывают наши исс-ледования, такие условия возникают в основном в антисоциальных группах подростков, которые отличаются максимальной изоляцией и оппозиционной настроенностью к большинству социальных институтов.

Таким образом, при исследовании аддиктивного поведения была выявлена практически стопроцентная информированность подростков о возможных эффектах психоактивных веществ, что, однако, не являлось достаточным фактором для запуска аддиктивной модели поведения, так как блокирующим фактором является страх осуждения со стороны друзей и приятелей.

Ваша заявка отправлена

Мы свяжемся с Вами в рабочее время с 9.00 до 18.00

Закажите звонок

Задать вопрос

Записаться на бесплатную консультацию
Заявка отправлена
Перезвоните мне сейчас!
Спасибо, мы перезвоним Вам в ближайшее время